тел: +38-0562-34-02-13 | +38-0562-34-02-14 | E-mail: its_ltd@ukr.net

InterTransService Транспортная компания - ИнтерТрансСервис

В зоне мира

В зоне мира

Что сегодня получают и теряют украинские промышленные предприятия, находящиеся вдали от противостояния в Донбассе

Компании из зоны вооруженного конфликта на востоке Украины вынуждены работать скорее над физическим сохранением мощностей, нежели выполнять планы по выпуску продукции. Но обострение противоречий сказалось и на тех индустриях, чьи активы боевыми действиями затронуты не были. Причем противостояние принесло им не одни лишь минусы.

В объезд

Далеко не вся черная металлургия Украины оказалась в зоне АТО. Мариупольские меткомбинаты им. Ильича и «Азовсталь» Рината Ахметова и Вадима Новинского территориально и формально вне конфликта. Но прямое направление поставок сырья на эти сталеплавильные площадки «Метинвеста» перекрыто или крайне затруднено с конца лета — начала осени. В компании вынуждены были перестроить логистические схемы, организовав доставку железной руды и кокса кружным путем, который включал и каботажные перевозки морем.

Выправить ситуацию с металлургическим производством в Мариуполе такие решения помогли, но не кардинально.

По итогам одиннадцати месяцев 2014 года «Азовсталь» снизила выплавку стали более чем на 19% в годовом соотношении (до 3,33 млн. т).

Не лучше обстоят дела и на ММК им. Ильича, где выпуск стали в указанный период сократился на 30% (до 3,35 млн. т). Хотя свою роль в снижении показателей сыграли, конечно, и общерыночные тенденции в виде плохого спроса на экспортных рынках, основных для нашей металлургии.

На горно-обогатительных комбинатах страны, которые работают в Днепропетровской области, вынужденный недобор сырья со стороны металлургии привел к снижению производства. По данным объединения «Металлургпром», в январе-ноябре добыча железной руды в Украине сократилась на 1% (до 75,9 млн. т). Выпуск подготовленного железорудного сырья (ЖРС) по сравнению с таким же периодом 2013 года сократился в среднем на 10% (до 35,5 млн. т) в случае с агломератом и до 20,2 млн. т по окатышам.

Но, сокращая выпуск ЖРС, украинские ГОКи одновременно наращивают его экспорт. Так, десятимесячный экспорт этой продукции вырос на 7% (до 34 млн. т), сообщает «Металлургпром».

Не допуская вакуума

Корректировали свою стратегию и металлургические заводы, на работе которых военная логистика почти не отразилась. Контролируемый «Метинвестом» комбинат «Запорожсталь» за одиннадцать месяцев нарастил выплавку стали на 4,5% — до 3,64 млн. т. А в начале декабря гендиректор предприятия Ростислав Шурма заявил о планах начать в течение двух лет строительство конвертерного цеха на комбинате. По данным региональной прессы, бюджет проекта объявлен в сумме $1,5 млрд.

Анонс, впрочем, можно счесть больше имиджевым. «Особенно учитывая то, что в «Метинвесте» сейчас не решаются прогнозировать ситуацию и на месяц. А тут — планы на работу через два года», — говорит один из представителей отрасли. Разговоры о строительстве конвертерного производства стали взамен мартеновских печей в Запорожье велись еще с начала прошлого десятилетия, вспоминает вице-президент консалтинговой компании RCG Александр Сирик. Более того, в 2009 году комбинат подписал договор с основным поставщиком оборудования для этой модернизации — Siemens-VAI и разработал проектную документацию.

Да и вряд ли случайно, что в качестве главной цели этой программы технического перевооружения была озвучена экологическая. Для «Запорожстали» уже продлевали разрешение на эксплуатацию мартеновского производства, которое явно негативнее влияет на окружающую среду, нежели иные способы выплавки стали. Пролонгируют ли его на период после 2017 года без реальных мероприятий по строительству конвертерного цеха — большой вопрос.

Сокращение выплавки в Донбассе обернулось ее увеличением не в одном только Запорожье. Первая половина осени для предприятия «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) стала одним из лучших периодов в производственном плане за последние годы. По информации ГП «Укрпромвнешэкспертиза», в октябре комбинат вышел на пиковый для себя суточный объем выплавки стали — около 23 тыс. т. Хотя уже в ноябре данный показатель упал заметно ниже 20 тыс. т.

В немалой степени эти процессы объясняются сначала остановкой, а затем и перезапуском Енакиевского и Макеевского метзаводов, принадлежащих группе Ахметова и Новинского. Ведь, как и АМКР, указанные активы выпускают сортовой прокат: арматуру и катанку. Во время их простоя криворожский комбинат сумел нарастить продажи этой продукции на внутреннем рынке Украины.

По словам гендиректора АМКР Парамжита Калона, если до остановки ряда предприятий отрасли стандартной поставкой арматуры и катанки на украинский рынок для возглавляемого им комбината были ежемесячно 60–62 тыс. т, то осенью объем возрос до 80–85 тыс. т.

Главная цель такого прироста, по его утверждению, заключалась в том, чтобы не дать возможности импортерам заполнить «возникший вакуум». И по результатам 2014 года на комбинате рассчитывают как минимум сохранить производственный уровень 2013 года, когда на АМКР изготовили 5,66 млн. т готового металлопроката.

Впрочем, конфликт в Донбассе принес криворожскому предприятию и определенные минусы. Предприятие оказалось отрезанным от некоторых поставщиков известняка, угля и кокса. Пробелы в поставках пришлось восполнять посредством импорта, включая ситуативные закупки подходящих партий на спотовом рынке.

А вот для трубно-колесной компании «Интерпайп» Виктора Пинчука, производственные активы которой функционируют в Днепропетровской области, в негатив текущего года больше сыграли торговые конфликты с Россией еще прошлых лет.

Об ожидаемом сокращении сбыта труб в 2014 году — с 915 до 800 тыс. т — сообщило в ноябре рейтинговое агентство Fitch. Кроме того, агентство прогнозировало падение продаж железнодорожных колес, тоже производимых компанией Пинчука, за год на 40% (до 110 тыс. т). По мнению аналитиков агентства, это снижение отражает резкое сокращение производства на вагоностроительных предприятиях Украины — естественных потребителях данной продукции «Интерпайпа». Наши вагоностроители в текущем году обрушат выпуск грузовых вагонов, по экспертным оценкам, до 6 тыс. единиц. Это в два раза меньше, чем в период отраслевого кризиса 2009 года.

Сложный экспорт

«До 2014 года предприятия сложного машиностроения чувствовали себя на российском рынке неплохо», — говорит Александр Паращий, руководитель аналитического департамента Concorde Capital. Но сейчас в РФ провозглашена политика импортозамещения, что начало затрагивать и некоторые высокотехнологичные производства в машиностроительном секторе Украины. Так, в начале декабря прошло сообщение, что «Газпром» не будет привлекать николаевское госпредприятие «Заря-Машпроект» к ремонту и обслуживанию двигателей для газоперекачивающих агрегатов ДГ?90 украинского производства. Взамен монополист намерен наладить сотрудничество с тюменской компанией.

Но пока это частный случай. «РФ не может отказаться от продукции некоторых наших машпредприятий: из-за отсутствия аналогов либо недостаточных объемов ее производства внутри этой страны», — утверждает Паращий. Характерный пример, по его словам, представляют украинские заводы энергетического машиностроения: «Турбоатом» (на 75% принадлежит государству) или «Запорожтрансформатор» из группы «Энергетический стандарт» Константина Григоришина.

Харьковский «Турбоатом», по августовским заявлениям его руководства, в этом году отгружал в Россию до 50% своей продукции — турбин и комплектующих для разных типов электростанций.

В портфеле заказов завода и на 2015 год значится очень немало поставок для компаний из РФ. Чистая прибыль «Турбоатома», по оценкам старшего аналитика ИК «Арт Капитал» Алексея Андрейченко, в 2014?м превысит 1 млрд. грн. против 580 млн. грн. в прошлом году. Естественно, свой вклад в такой результат внесла девальвация гривни. Но без 30%?ного увеличения объемов производства тоже не обошлось. И российский курс на замещение импорта пока никак не затрагивает такого рода украинских производителей. Хотя нашим компаниям успокаивать себя подобной безальтернативностью не следует, считают аналитики.

«Да, в России — дефицит кадров на предприятиях сложного машиностроения. Многие специалисты сектора работают уже либо в другой сфере, либо в этой же отрасли, но в другой стране. Однако если инвестировать в сектор миллиарды, со временем можно наладить выпуск аналогичной продукции. Вопрос лишь в том, когда количество перейдет в качество», — говорит Паращий. И добавляет, что бум потребления продукции того же энергетического машиностроения, который наблюдается в СНГ уже около пяти-шести лет, недолговечен. И предприятиям сектора следует заблаговременно диверсифицировать свою клиентскую базу.

Без газа

«Химическая отрасль, особенно производство азотных удобрений, во многом зависит от ценовой конъюнктуры на сырье, в частности от стоимости газа», — говорит руководитель департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Андрей Усенко. И действительно, химическому холдингу Ostchem Дмитрия Фирташа сейчас непросто.

И не столько из-за того, что в связи с военным конфликтом компания была вынуждена остановить два своих производства — северодонецкий «Азот» и горловский «Стирол». Оставшиеся в строю заводы по выпуску азотных удобрений отрабатывали сезон на пределе мощностей, с очередями потребителей за той же селитрой. Ведь импорт последней из РФ в этом году был перекрыт высокими антидемпинговыми пошлинами.

«Предприятия, работающие вне зоны конфликта, меняли стратегии. Главная причина — пересмотр условий работы с Россией, сокращение поставок сырья», — говорит руководитель проекта «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. По его словам, на корректировках стратегий сказались и курсовые риски. (Для ориентированных на внутренний рынок производителей минеральных удобрений девальвация гривни стала больше минусом.)

Проблему для азотного бизнеса, в себестоимости продукции которого голубое топливо может занимать до 60–80%, представляют и инициативы правительства. Осенью Кабмин обнародовал запрет на «самовольный» подъем природного газа из хранилищ даже для тех компаний, в чьей собственности он находился. Также правительство обязало промпредприятия с 1 декабря закупать ресурс исключительно у НАК «Нафтогаз Украины».

Для структур Фирташа, которые только в прошлом году приобрели в России около 5 млрд. м3 газа по цене не выше $270 за тыс. м3 при установленных тогда для НАК порядка $400 за тот же объем, такие решения власти дружественными не назовешь.

В подобной ситуации остается разве что судиться с Кабмином и проводить реконструкции, направленные на сокращение потребления голубого топлива в технологическом процессе. Одну из подобных программ — стоимостью 165 млн. грн. на полтора года — в Ostchem заявили в конце ноября для черкасского «Азота». По заявлениям руководства предприятия, после модернизации его цех аммиака А?5 сможет в год экономить 7,5 млн. м3 природного газа. Хотя общий уровень потребления газа на предприятии в прошлом году лишь немного не дотянул до 1 млрд. м3.

Автор: Константин Сергеев

Источник: comments.ua